Лили-Мария Пальмен
1900 — 1987 гг.
Лили-Мария Яльмаровна Пальмен (Цителова)
Инженер-конструктор Лили-Мария Пальмен родилась в Петербурге в 1900 году в семье шведского посла барона Яльмара Пальмена и княжны Марии Оболенской. Финская баронесса, она внесла огромный вклад в развитие советского машиностроения и прожила долгую, полную трагических поворотов жизнь.
Она получила образование в женской гимназии с дополнительным общеобразовательным классом.

После революции, несмотря на свое происхождение, Лили-Мария поступила в технологический институт. Здесь на факультете авиационного моторостроения она защитила диплом и в 1925 году вышла на работу в КБ завода «Большевик». Уже через год, будучи единственным дипломированным моторостроителем, она фактически курировала создание новых двигателей. Так, мотор танка МС-1 был разработан под руководством Лилии Пальмен. Кроме того, по ее чертежам были изготовлены экспериментальные моторы серии АМБ-20 для авиетки ЛАКМ-1.

Герб рода Пальмен Автор: Ossi Blom - Suomen ritariston ja aatelin kalenteri 1989, Общественное достояние
Авиетка ЛАКМ-1
(авиетка — небольшой аэроплан с двигателем малой мощности)
Об испытаниях авиетки газета «Ленинградская правда» 30 сентября 1927 года написала:
«28 сентября в 6 часу вечера на Комендантском аэродроме состоялось испытание первой авиэтки с первым советским маломощным мотором. Первое испытание установило прекрасные лётные качества самолёта с 20-сильным мотором. Пилот Иоост при испытании проявил большое мужество. Обычно, пробуя новый самолёт, несколько раз рулят по земле, сперва подлетают на несколько метров и только потом, убедившись в устойчивости и управляемости, идут на круг.

Пилот Иоост, после внимательного осмотра авиэтки и короткого разбега сразу поднялся в воздух и на вышедшей из мастерской авиэтке, сразу сделал над аэродромом полный круг. На выключенном моторе через двадцать минут он спустился на землю к конструкторам авиэтки М. В. Смирнову и Я. Л. Зархи, ждавших первых отзывов.

Пилот Иоост дал самые лучшие отзывы. Лётные качества авиэтки превзошли ожидания. Авиэтка строилась при ОСО-Авиахиме Ленинградской области. Размах её крыльев — 10,4 м. В полёте весит 260 кг. 2 октября предполагается испытание авиэтки на высоту подъёма, дальность полёта и выносливость».
До 1933 года Л. Пальмен занималась также проектированием сверхмощного авиамотора АМБ-700, принимала участие в разработке танков Т-18, Т-19, ТГ. Но в 1933 году ее жизнь раз и навсегда изменилась. В начале сентября Лилия Пальмен была арестована по обвинениям в шпионаже. Первоначальный приговор к расстрелу был заменен на 10 лет в исправительно-трудовом лагере. Лили-Марию Пальмен ожидал Карлаг.
Но и под арестом, еще в Москве, Пальмен продолжала работать. В отдельной комнате, куда ее перевели, Лилия Пальмен составляла аннотацию по эксплуатации танка Т-26. Позже следователь отметил, что аннотация была написана блестяще. Однако, поскольку Пальмен отказывалась «признать вину», ей устроили очную ставку. Во время нее выяснилось, что против Лили-Марии дали «несуразные показания». Спустя некоторое время Пальмен вызвали назад в Ленинград, а после — отправили в лагерь.
В Карлаге Пальмен распределили в конструкторский отдел Центральных ремонтных мастерских. Позже в Караганде была организовала газогенераторная экспериментальная моторная станция — ГЭМС, где Лилия Пальмен работала вместе со своим мужем Михаилом Цителовым. Здесь она переоборудовала колесные тракторы ХТЗ на газогенераторы, а также руководила испытанием опытных образцов.

В 1940 году, после первого в Союзе пробега колонны газогенераторных машин Правительство Казахской ССР выпустило постановление о массовом внедрении машин на буром угле (еще в 1936 г. опытный образец израсходовал за 100 км бурого угля на 1 руб 36 коп., в то время как бензина — 35 рублей). Государство выделило ГЭМС 200 тысяч рублей на дополнительное оборудование мастерской. С 1941 года экспериментальная станция начала получать заказы на переоборудование бензиновых двигателей.
Изобретения и разработки Лилии Пальмен были приняты к внедрению на двенадцати типах машин и тракторов. Администрация Карлага отметила вклад разработчиков газогенераторной модели с использованием угля: Лилия Пальмен, Михаил Цителов и Михаил Карташов были досрочно освобождены в 1942 году, но их попросили остаться как вольнонаемных до особого распоряжения.
ГАЗ-42. Хорошо видно газогенераторную установку.
В это время Лилия Пальмен разработала также проект «безмоторного комбайна». Его механизмы работали через специальный вал вращения от трактора на буром угле. Это позволило добиться двойной экономии топлива.

После увольнения Пальмен с мужем и детьми (в 1936 году у них родился сын Игорь, а в 1940 — дочь Галина) несколько лет жили в Кутаиси, где Лилия Яльмаровна работала на автомобильном заводе технологом в цехе моторов.

В 1953 году Пальмен с семьей решает вернуться Россию. Однако бывшим заключенным почти везде отказывали в работе. Они смогли поселиться в Воронеже. И только в 1985 году Лилия Яльмаровна Цителова (по происхождению баронесса Лили-Мария Пальмен) вернулась в Ленинград. Ее имя уже тогда было вычеркнуто из всех советских справочников.