Алексей Крылов
3 августа 1863 г. — 26 октября 1945 г.
Алексей Николаевич Крылов
Алексей Крылов родился в 1863 году в семье состоятельного помещика, который после выхода в отставку занялся общественной деятельностью и сельским хозяйством.

С арифметикой Алексей впервые познакомился в Марселе, где провел с семьей два года с 1872 по 1874. После возвращения в Россию его отец посвятил себя коммерческой деятельности, из-за чего Крыловы успели пожить в нескольких городах. Так, в Севастополе будущий кораблестроитель познакомился с моряками. Вдохновившись их рассказами о подвигах русско-турецкой войны, Крылов решил поступать в Петербургское Морское училище.


В 1884 году он с успехом закончил учебное заведение, в качестве награды ему даже было предложено совершить кругосветное плавание, от которого Крылов отказался. В этом же году он начинает работать в компасной части Главного Гидрографического управления. Его первая научная работа была посвящена устранению отклонений магнитной стрелки компаса из-за влияния собственного магнитного поля судна.
Тогда же, в 1886 году, мичман Крылов разработал конструкцию дромоскопа — прибора для определения девиации.
Современники отмечали, что дромоскоп Крылова был более точным по сравнению с зарубежными и отечественными предшественниками. Благодаря этому прибор, предложенным молодым ученым, получил широкое распространение на флоте.


Крылов, тем не менее, не собирался ограничиваться только компасным делом, ему было интересно попробовать себя в кораблестроении, т.к. здесь он мог в полной мере проявить свои математические способности. Спустя год он перешел на работу на Франко-русский завод, а также стал слушателем на кораблестроительном отделении Николаевской Морской академии. Сам Крылов позже говорил, что в этом самое время кораблестроение превратилось в его основную специальность.
В последующее десятилетие А. Н. Крылов прославился не только в России, но и за рубежом: именно тогда была опубликована статья «Теория качки корабля». Работа расширяла труды основоположника корабельной гидродинамики Уильяма Фруда. Статья была высоко оценена во многих странах мира.

Английское общество корабельных инженеров избрало А. Н. Крылова своим почетным членом, а в 1896 году он получил от общества золотую медаль. Это была первая медаль, присужденная иностранцу.
В начале XX века Крылов начал сотрудничество с адмиралом С. О. Макаровым, работавшим над задачей плавучести кораблей. Совместно они разработали ряд классических рекомендаций по повышению плавучести. Они до сих пор применяются в современном кораблестроении.

С 1900 по 1908 год А. Н. Крылов работал заведующим бассейном для опытов, основанным по инициативе Д. И. Менделеева. Под его руководством Опытовый бассейн был проинспектирован и отремонтирован. Так бассейн стал одним из самых передовых и позволил получать достоверные результаты при испытании моделей.

Крылов также много работал над разработкой динамических проблем в кораблестроении. Ему принадлежит теория вибрации судов, более того, Крылов внедрил преподавание этой дисциплины для будущих моряков.

В 1908 году Крылов стал главным инспектором кораблестроения, фактически он руководил всей этой отраслью в России. Спустя два года, однако, оставил должность. Как бы то ни было, от судостроения он не отходил. Проекты ученого позволили изготовить целый ряд корабельных приборов, включая дальномеры, оптические прицелы для корабельных орудий, замыкатели для мин заграждения. Все они впоследствии нашли свое применение на флоте.

Вместе с тем, ученый находил время и для занятий «чистой» математикой. Для облегчения труда проектировщиков и инженеров-практиков А. Н. Крылов разработал первую в России машину для выполнения механического интегрирования.
Сам Крылов говорил, что помог царскому правительству сэкономить «больше стоимости современного дредноута».
Как педагогу ему всегда удавалось найти доступное объяснение сложнейших дисциплин. Он считал, что преподавателю необходимо привить ученикам любовь к науке, профессии и, более того, общую культуру.


Когда началась Великая Отечественная война, Алексей Николаевич отказался покидать Ленинград. Он говорил: «Что касаемо бомбежки с воздуха и артобстрела, то я рассчитал, что шанс попадания в мой дом эквивалентен шансу выигрыша ста тысяч рублей по трамвайному билету». И все-таки друзья убедили его перебраться в Казань, здесь он работал над автобиографией «Мои воспоминания». Вернувшись в Ленинград летом 1945 года, Крылов продолжил трудиться в окружении своих учеников.

2 октября состоялось последнее выступление Крылова, его слушателями стали учащиеся Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф. Э. Дзержинского. 26 октября 1945 года Алексей Николаевич Крылов скончался. Его последние слова были «Вот идет большая волна...»