Ле Корбюзье
6 октября 1887 г. — 27 августа 1965 г.
Le Corbusier
Шарль Эдуар Жаннере-Гри, известный миру под псевдонимом Ле Корбюзье, родился в Швейцарии в 1887 году. Его можно назвать новатором в современной архитектуре, автором и по сей день актуальных градостроительных теорий. Сегодня его работы можно увидеть во многих городах мира.

Смена веков — это всегда время новых идей, планов и надежд на большие перемены. Конец XIX века в этом плане характеризовался невиданным ранее размахом строительства, всемирными достижениями в науке и технике. Архитекторы не боялись работать со смелыми конструкциями, применять новые строительные материалы и технологии. Особых успехов в этом направлении достиг Ле Корбюзье.
В 1914 году он представил проект сборных серийных домов Дом-Ино (Dom-Ino: dumos — дом, ino — инновация). В его основе лежала концепция строительства зданий из крупноразмерных сборных элементов — смелый и новаторский шаг в архитектуре тех времен. Однако реализован проект не был, а получил признание только спустя 15 лет.
Еще одно принципиальное нововведение Корбюзье — использование железобетона и стекла.
Его предшественники, включая и учителя Огюста Перре, чередовали стену и проем в архитектуре фасадов. Корбюзье же первым применил сплошную ленту стекла. Такие радикальные идеи привели к тому, что Перре даже попросил Шарля не называть его своим учителем.
Ле Корбюзье сформулировал свой кодекс архитектора — «Пять отправных точек современной архитектуры», где были определены основные принципы нового стиля.

1. Опоры — столбы. Это избавляет помещения от сырости, дает достаточно воздуха и света, а сам строительный участок становится садом, располагающимся под домом.

2. Крыши — сады. Наверху дома должна располагаться крыша-терраса с садом: она возвращает городу зелень, которую «поглощает» объем здания. Сточные трубы находятся внутри дома.

3. Свободная планировка. Согласно Корбюзье, внутренние стены могут располагаться в любых местах, а планировка одного этажа не должна зависеть от планировки другого. Этот принцип предполагал также полное отсутствие капитальных стен, вместо них архитектор предлагал размещать перегородки любой толщины.

4. Расположение окон вдоль по фасаду. Ленточное окно, в которое сливаются оконные проёмы — идеальное решение для освещения помещений и интересного геометрического рисунка.

5. Свободный фасад, выдвигающийся вперед от несущей конструкции. Фасады по Корбюзье — это легкие пластины изолирующих стен и окон. Фасад должен быть почти полностью свободен от нагрузки.



Чтобы привести мир к гармонии, Ле Корбюзье предлагал создавать так называемые «линейные города». Включение города в конкретный пейзаж — вот концепция идеального городского пространства. И напротив, Корбюзье отрицал приспособление к проекту природы, пейзажа, рельефа.

«Моя задача, моё стремление — вытащить современного человека из хаоса и катастроф, поместив его в счастливую атмосферу и гармонию».
В 1946 году Ле Корбюзье возвёл здание мануфактуры Клод и Дюваль — четырёхэтажный блок с производственными и офисными помещениями, со сплошным остеклением фасадов.

При строительстве применялись «солнцерезы» (rise-soleil) — особые навесные конструкции, которые защищали остеклённый фасад от прямых солнечных лучей. С этого времени солнцерезы становятся отличительным знаком архитектуры Корбюзье.
В 1948 году Ле Корбюзье разработал систему пропорционирования в архитектуре «Модулор», основанную на золотом сечении и пропорциях человеческого тела. При ее разработке системы Шарль «использовал» три анатомические точки: макушку, солнечное сплетение и верхнюю точку поднятой руки человека.


Чуть позже индийские власти штата Пенджаб пригласили Корбюзье и других архитекторов спроектировать новую столицу штата. Этот проект стал самым масштабным в его жизни.

Совершенно новой страницей в творчестве мастера стала капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане, над которой он трудился в 1950-1954 годах. Здесь Ле Корбюзье впервые применил упруго изогнутые плоскости несущих стен, над которыми будто бы взлетает, образуя огромные навесы, такое же криволинейное перекрытие из монолитного железобетона.

Атеист Ле Корбюзье взялся за работу при условии полной творческой свободы. Вдохновение он нашел в найденной на пляже большой раковине, которая показалась ему выражением абсолютной защищенности.


Ле Корбюзье искал эстетического единства назначения и формы, стремился поэтически осмыслить и органически включить архитектуру в окружающую природу. И ему это определенно удалось.