Константин Циолковский
17 сентября 1857 г. — 19 сентября 1935 г.
Константин Эдуардович Циолковский
Константина Циолковского часто называют отцом российской космонавтики и приборостроения. Родившись в 1857 году в бедной семье в Вятке, он смог самостоятельно выучиться и стать одним из самых выдающихся отечественных ученых. Пусть сам он и не дожил до запуска первых космических аппаратов, Циолковский заложил основы космонавтики, на которые опирались все последующие поколения.


В девятилетнем возрасте мальчик заболел скарлатиной. Должного лечения Константин не получил и из-за осложнений почти полностью оглох. Замкнувшись в себе, мальчик Костя начал руками мастерить разные механические конструкции и модели, используя для этого буквально подручные материалы — сургуч и бумагу. В 14 лет он уже делал движущиеся модели поездов и колясок, «моторами» в них были пружины. В 16 — собственноручно собрал токарный станок.

Из-за плохой успеваемости Циолковский был отчислен из гимназии, в училище он так и не поступил.
Тем не менее всю свою жизнь он не прекращал самообразование. В семнадцатилетнем возрасте Циолковский перебрался в Москву, здесь он целые дни проводил в Чертковской публичной библиотеке, изучая астрономию, математику, химию и механику. За несколько лет он полностью освоил гимназическую программу, а также значительную часть университетской. В Москве же Циолковский познакомился с Николаем Федоровичем Федоровым, развивавшим идеи русского космизма.

Те небольшие деньги (10-15 рублей), что ежемесячно присылал отец, Константин тратил не на еду, а на реактивы и приборы. Каждую свободную минуту он посвящал науке, не работал и проводил время, создавая изобретения и разрабатывая теории. Выживал он на 90 копеек в месяц, покупая только черный хлеб. К 1876 году жить в Москве на эти деньги стало невозможно, и Циолковский вернулся в Вятку, устроившись на работу репетитором. Чтобы наглядно показывать своим ученикам работу механизмов, Циолковский, как и в детстве, самостоятельно мастерил их руками.


Вскоре ему удалось сдать экзамены в Первой гимназии Рязани и стать преподавателем арифметики и геометрии. Почти все свое жалованье Константин Циолковский снова тратил на науку.

В фокусе его внимания в то время находился дирижабль. Ученый решил отказаться от применения взрывоопасного кислорода, заменив его горячим воздухом. Предложенная им система позволяла дирижаблю сохранять постоянную подъемную силу при различной высоте полета.

Циолковский писал научным деятелям с просьбой выделить ему 300 рублей на постройку крупного металлического макета дирижабля, но материальной помощи так и не получил.


После этого полеты над землей Циолковского интересовать перестали и он увлекся звездами. В 1893 году в журнале «Вокруг света» была опубликована небольшая повесть Циолковского «На Луне», где он описал ощущения человека, попавшего на земной спутник. Значительная часть предположений, высказанных им в работе, впоследствии оказалась верной.

В 1903 году Циолковский окончательно переключился на работы, связанные с освоением космоса. В статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он впервые обосновал, что аппаратом для успешных космических полетов могла стать ракета. Ученый также разработал концепцию жидкостного ракетного двигателя. В частности, определил скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему («вторая космическая скорость»).

Циолковский был настоящим чудаком и мечтателем.
«Всегда я что-нибудь затевал. Поблизости была река. Вздумал я сделать сани с колесом. Все сидели и качали рычаги. Сани должны были мчаться по льду... Потом я заменил это сооружение особым парусным креслом. По реке ездили крестьяне. Лошади пугались мчащегося паруса, приезжие ругали матерным гласом. Но по глухоте я долго об этом не догадывался», — вспоминал он.