Владимир Татлин
16 декабря 1885 г. — 31 мая 1953 г.
Владимир Евграфович Татлин
Владимир Татлин, художник, архитектор, один из основателей конструктивизма, родился в 1885 году в семье потомственных дворян. Его отец, инженер-технолог Евграф Никифорович Татлин, привил мальчику интерес к технике. Мать, поэтесса Надежда Николаевна Барт, скончалась, когда сыну было четыре года. Отец женился во второй раз, и семья переехала в Харьков. Отношения с мачехой у Владимира Татлина не сложились, в 13 лет он сбежал из дома, уехав в Одессу, где нанялся юнгой. В море он провел несколько лет, успел посетить Турцию. И во взрослой жизни вода манила Татлина, он несколько раз уходил в плавание. Но еще одной его страстью было рисование.
В 1902 году Татлин вернулся в Москву, где поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Авторитет преподавателей для него значил мало, и уже через год молодого человека отчислили за плохое поведение и неуспеваемость. Тогда Владимир Татлин снова возвращается в Одессу и «матросским учеником» проходит обучение в училище торгового мореплавания. В это время он уходит в море во второй раз. Свой опыт моряка Татлин позже отразил в ряде акварельных композиций, а на автопортрете он изобразил себя матросом шхуны «Стерегущий».

После окончания обучения Владимир решает продолжить художественное образование и поступает в Пензенское художественное училище им. Н. Д. Селиверстова (сегодня это Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого). В начале XX века это было одно из лучших в стране профильных учебных заведений, выпустившись из которого Владимир Татлин получил диплом художника, дающий ему право преподавать рисование, чистописание и черчение.
В ближайшие годы Татлин много занимается живописью, участвует в салонах и выставках, посещает Европу, где в Париже заходит в мастерскую к П. Пикассо. Этот визит так впечатлил художника, что всю последующую жизнь Татлин считал себя его учеником.
В середине 1910-х годов влияние Татлина на художников-авангардистов постепенно достигает своего максимума. В это же время обостряются его отношения с Казимиром Малевичем: художники соперничают за звание лидера в авангарде.

Татлин осознает, что в изобразительном искусстве случился переворот. Его основу теперь составляют материал, объем и конструкция (позже это и сложится в конструктивизм). Художник приступает к работе над произведением в новом стиле: абстрактной объемно-пространственной композицией из меди, железа и дерева.
«Угловой контррельеф» был представлен на выставке 1914 года. Ожидаемо композиция стала камнем преткновения между консерваторами и авангардистами. Вскоре экспериментов с формами перестали бояться и другие художники того времени.

Революционер в искусстве, Владимир Татлин с большим воодушевлением встретил революцию 1917 года. Его назначили председателем художественной коллегии Наркомпроса, несколько позже — Отдела материальной культуры. В 1919 году Татлин получил от отдела изобразительных искусств Народного комиссариата по просвещению заказ на проект памятника Третьему интернационалу. Он приступил к работе над объектом, который вошел в историю под названием «башня Татлина».

В ноябре 1920 года модель «Памятника» была впервые продемонстрирована в составе выставки к VIII Съезду Советов. Несущие составляющие башни Татлин вынес наружу, функциональные помещения из стекла разместил внутри одно над другим: куб, пирамиду, цилиндр и полусферу. Для каждого была отведена своя роль: куб — для проведения конференций съездов, цилиндр — для всемирного исполнительного комитета, пирамида — для СМИ, а полусфера для кинематографа. Кроме того, проектор на самом верху должен был транслировать коммунистические лозунги прямо в небо. Предполагалась, что башня будет высотой 400 метров и что ее функциональные помещения будут вращаться.
Ожидаемо объект остался непонятым властью. Владимир Ленин, присутствовавший на презентации проекта, назвал его уродливым, а Троцкий увидел в башке каркас недостроенного здания, что никак не должно было стать иллюстрацией строящегося коммунизма. Вместе с тем, макет башни имел огромный успех на Всемирной выставке искусств в Париже в 1925 году. Но понимание того, что башня никогда не будет построена, сильно подкосило архитектора.
Модель башни Татлина во дворе Королевской Академии в Лондоне
Тем не менее проект «Памятника» стал не единственным, где Татлин смог проявить себя не только как художник, но и как инженер.
Он повторял: «Не к старому, не к новому, а к нужному! Вещь должна быть прочной полезной и красивой». Так же считали и во времена Ренессанса. Татлин вдохновился изобретениями Леонардо да Винчи и в 1929 году вместе с помощниками приступил к конструированию летательного аппарата.
Его мастерская располагалась в колокольне Новодевичьего монастыря: здесь он изучал чертежи великого итальянца и препарировал птиц. За три года со своей командой Татлин изготовил три махолета, аппарата-орнитоптера, названных в честь их создателя — «Летатлин». Механизм был изготовлен из гнутого дерева, тканевых бинтов, алюминия и кожи, имел десятиметровый размах крыльев. Однако, как и проекту башни, «Летатлину» не суждено было взлететь. При транспортировке к месту летных испытаний одному из аппаратов повредили крыло.
До настоящего времени сохранился один из трех махолетов. В отреставрированном виде он выставляется в Третьяковской галерее на Крымском валу.
После неудачи с летательным аппаратом Владимир Татлин до конца жизни в 1953 году больше не обращался ни к архитектуре, ни к конструированию. И тем не менее, наделенный смелостью и решительностью инженера, он вошел в историю как один из основателей авангарда и бесспорно повлиял на современное искусство и архитектуру.