Николай Жуковский
17 января 1847 г. — 17 марта 1921 г.
Николай Егорович Жуковский
Основоположник аэро- и гидродинамики Николай Егорович Жуковский родился в деревне Орехово близ Владимира в 1847 году. До 11 лет его воспитанием и начальным образованием занималась мать, мальчик уже до поступления в гимназию много читал, знал немецкий и французский языки. Благодаря же отцу, инженеру-путейцу, в Жуке (так в детстве звали будущего ученого) раскрылся инженерный потенциал.
В 1858 году началась гимназическая жизнь Жуковского. Он страстно желал пойти по стопам отца и также стать инженером-путейцем. Для этого, правда, необходимо было отучиться в Петербургском институте путей сообщения, но средств семьи на жизнь Жуковского в столице бы не хватило. Тогда, окончив 4-ю московскую гимназию, Николай Жуковский без экзаменов поступил на физико-математический факультет Московского университета.

Но мечты о Петербурге не оставляли его, и после успешного окончания университета Жуковский все же поступил в институт путей сообщения. Тем не менее спустя год он покинул учебное заведение, не справившись с черчением и экзаменом по геодезии. Жуковский, однако, не сдается, после непродолжительного пребывания на родине в Орехове, он возвращается в Москву и начинает преподавать физику в женской гимназии, параллельно готовясь к магистерским экзаменам. Именно тогда и начинается путь Н. Е. Жуковского в механике.
Выдержав в 1871 году магистерские экзамены, Жуковский занимает место преподавателя математики и механики в Московском высшем техническом училище (ныне — Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана). Здесь он проработал всю свою жизнь.

Как педагог он считал, что ни одна теория не будет иметь смысла, если ее не получится доходчиво объяснить простым людям. Поэтому Жуковского также можно назвать одним из первых популяризаторов науки.

Жуковский был уверен: «Математическая истина только тогда должна считаться вполне обработанной, когда она может быть объяснена каждому из публики, желающему ее усвоить. Я думаю, что если возможно приближение к этому идеалу, то только со стороны геометрического толкования или моделирования… Геометр всегда будет являться художником, создающим окончательный образ построенного здания».
Спустя пять лет Н. Е. Жуковский защитил магистерскую диссертацию о кинематике жидкого тела, а в возрасте 35 лет стал доктором прикладной математики (его работа была посвящена прочности движения).
Студент университета
Николай Егорович Жуковский
Николай Егорович и его дочь Елена
Жуковский активно работал над вопросами гидродинамики, причем не только с точки зрения теории. Когда из-за роста населения Москвы встал вопрос о расширении мытищинского водозаборного узла, труды Николая Егоровича помогли рассчитать объем водохранилища и определить максимально возможный расход воды. В итоге от идеи расширять мытищинский водозабор отказались и была построения Рублевская водозаборная станция.
Также Жуковский провел масштабное экспериментальное исследование гидродинамического давления в трубах, чтобы разобраться в причинах их частых разрывов. Было установлено, что причиной аварий является гидравлический удар (скачкообразное повышение давления при слишком быстром закрытии задвижки на трубе). Вдобавок исследования Жуковского позволили найти место разрыва трубы. Его труд «О гидравлическом ударе в водопроводных трубах» был переведен на ряд иностранных языков.
В 1902 году Жуковский плотно занялся аэродинамикой. Он работал над аэродинамической трубой, функционирующей по всасывающему принципу.
Аэродинамическая труба времен Н. Е. Жуковского
Именно Жуковскому выпала честь стать руководителем первого в Европе Аэродинамического института, открытого в 1904 году в подмосковном Кучино. Также Николай Егорович стал основателем воздухоплавательного кружка, объединившего многих, прославившихся в будущем ученых.
Часто случалось так, что прорывные идеи посещали его вовсе не на рабочем месте в Москве, а на родине, во Владимирской губернии. Например, изучая сопротивление воздуха, он рассекал по проселочным дорогам на велосипеде с крыльями за спиной.
В 1904 году Н. Е. Жуковский представил теорию о подъемной силе крыла, которая стала ключевой теорией аэродинамики. А модель присоединенных вихрей (1905 год) является основой для развития методов расчета подъемной силы крыла аэроплана.

И пусть Николай Егорович Жуковский не изобрел первый самолет, но он стал отцом аэродинамики, которая позволяет поднимать самолеты в небо.